Автор: Людмила Иманова
Для чего моему ребенку нейропсихолог?
Коррекция по МЗО
Работа с I блоком мозга (энергетический)
Работа со II блоком мозга (когнитивный)
Работа с III блоком мозга (дирижёр)
Статья в работе
Статья в работе
Статья в работе
Значительное количество современных детей с самого раннего детства необходима помощь специалистов, так как ярко проявлены различные нарушения - задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы. На этом фоне распускаются махровым цветом проблемы поведения, обучения, общения.
С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому стоит приплюсовать современную социокультурную ситуацию - состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие активной (подвижной) игровой деятельности.
Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социокультурные механизмы развития.
Коррекционный курс представляет собой гармоничную и грамотную систему развития. Включает новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.
Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности - общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение работоспособности, внимания, памяти, двигательную заторможенность и расторможенность, эмоционально - волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений и т.п.
Цель метода замещающего онтогенеза (МЗО) — мозговое развитие.
Программа по МЗО включает в себя дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».
Через специально подобранные движения мы активизируем зоны мозга в той последовательности, в которой они активизируются с момента прохождения родовых путей. Это дает возможность ослабить не адаптивные нейронные связи и сформировать адаптивные, в соответствии с течением нормального онтогенеза. Все упражнения выполняются тщательно в строгой последовательности. Они повторяют (имитируют) естественные движения младенцев в варианте правильного развития.
Предлагаемые движения при их точном выполнении и с соблюдением четкой последовательности, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, запускают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. А значит создают базу для полноценного овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
При внешней простоте действий, за ними стоит серьезная работа с мозговыми структурами ребенка. Это нужно понимать и относиться к данной информации соответствующим образом. Психомоторная коррекция - это не развивающие занятия и не физкультура ( которые сами по себе весьма полезны). Она представляет собой целенаправленную коррекцию индивидуальных особенностей включения психических функций.
I блок мозга — энергетический, выполняет роль энергоблока. (Включает следующие отделы: ствол мозга, мозолистое тело, соединяющее два полушария, средний мозг, лимбическую систему, мозжечок, таламус, гипоталамус).
Первый блок отвечает за энергетическое обеспечение всей работы мозга, то есть за поддержание его в рабочем состоянии, в тонусе. Эти отделы мозга определяют режим сна и бодрствования, обеспечивают память и внимание.
Неслучайно если повреждены эти отделы, человек начинает страдать от недостатка энергии и бодрости: он чувствует себя вялым, сонливым, апатичным, быстро устает, становится забывчивым и невнимательным.
Я работаю по Методу Замещающего Онтогенеза (МЗО) и уделяю особое и усиленное внимание проработке первого блока мозга. Поэтому все, что связано с такими этапами программы, как растяжки, разминки, самомассаж, релаксации, дыхание выполняю с детьми очень тщательно. Это тем более важно, поскольку в последние годы первый блок мозга "лидирует" по своим проблемам по отношению к двум остальным. Большинство трудностей наших детей вторичны, они "стартуют" из неблагополучия функционирования первого блока.
Приведение тонуса в оптимальное состояние является одной из важнейших задач коррекционной программы. Ведь гипо или гипер-тонус, которые фигурирует в медицинской карте практически у каждого ребенка, сказывается на развитии организма в целом весьма и весьма негативно. Именно они в значительной мере являются причиной и следствием серьезных трудностей в познавательном, эмоциональном и соматическом статусе. Само по себе расслабление мышц - это не только снятие физического напряжения, но и снятие эмоционального стресса. Чем в более глубоком состоянии стресса находится человек, тем выше его мышечный тонус. Не стоит забывать о том, что поступление в первый класс, как и впрочем весь процесс обучение в школе является крайне стрессогенным и травматичным для психики периодом для развивающегося и растущего организма.
Блок приема, переработки и хранения информации — включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.
Признаки несформированности II блока:
несформированность пространственных представлений (например, у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);
несформированность сенсомоторных координаций (например, согласованные глаз и действия рук и т.п.);
неловкость, однотипность движений.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.
Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.
Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты».
Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур.
«Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет...», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы».
Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).
Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).
Третий блок головного мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, который̆ включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобных долей мозга-другими словами -дирижер всего мозга.
Начнем с того, что эти зоны в 3х-4х летнем возрасте еще незрелы. И что это значит? А это значит, что детям младше 3х лет бесполезно объяснять причины, по которым «нельзя себя так вести», «нельзя мочить ноги в луже», " нельзя брать острые предметы". У них нет еще физиологической способности выстроить взаимосвязь в мозге и понять, захотеть усилием воли не делать то, что очень хочется, отрегулировать себя и проконтролировать. Они просто не могут. А после 3х лет они только начинают учиться. Поэтому, родители, которые абсолютно серьезно заявляют, что их трехлетний ребенок -внимание!-принял решение не ходить в детский сад,-возьмите на заметку эту информацию...
Именно если этот блок имеет дефицитарную работу, мы будем видеть сбой в любой деятельности.
В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои рабочие функции, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.
Признаки дефицитарности третьего блока мозга у детей:
неусвоение инструкции;
неумение построить программу, если построение программы получается, с удержанием заданной программы все равно возникают трудности;
соскальзывание на побочные ассоциации, стереотипы;
снижение критичности;
импульсивность;
сложности в решении математических задач с несколькими действиями (не удерживает программу действий̆);
бедная, невыразительная речь, перескакивание с одной темы на другую в разговоре;
дисграфия и дислексия, выражающиеся в пропуске букв, недописывании (недочитывании) слов, невыполнении задания до конца;
упрощение программы любой деятельности;
сложности в сосредоточении внимания, полевое поведение, повышенная отвлекаемость (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью или без них)
Контроль над чувствами и импульсивностью - агрессия, неконструктивное и социально неприемлемое поведение, гиперсексуальность, желание бросать всё на полпути, сиюминутные хотелки и прочее - всё это в основном подавляется орбитофронтальной корой. Это отдел лобных долей, который располагается сразу за глазными яблоками.
При поражении, соответственно, антисоциальное поведение и отсутствие самоконтроля выходят наружу. Также обнаруживается проблема с обучением на опыте. Был проведён интересный эксперимент: испытуемым было предложено нажимать на кнопку "А" или "Б". При нажатии на "А" выдавалась награда, а вот при нажатии на "Б" испытуемого легко, но неприятно било током. Потом организаторы теста без ведома участников поменяли кнопки местами. Большинство людей сразу переучивалось, соображая, что теперь кнопка "А" бьётся током. Люди с поражением орбитофронтальной коры упорно тыкали на "А", получая раз за разом удары током. При этом они говорили, что всё поняли. Этот эксперимент, кстати, отлично показывает суть невменяемости человека - таким людям ничего нельзя доказать наказанием.
Как помочь ребёнку с дефицитарностью функционирования третьего блока мозга?
Соблюдайте режим сна и бодрствования. Не лишайте ребенка дневного сна.
Дети должны заниматься спортом. Именно спорт тренирует волю.
Играйте с ребенком в стратегические игры. В 4 года ребенок должен уметь играть в крестики-нолики, затем в шашки, шахматы. (А учась проигрывать, заодно прокачает свою эмоциональную сферу).
Играйте в игры с «торможением». В таких играх происходит развитие произвольности и самоконтроля. Например, «Море волнуется раз..», «Съедобное – несъедобное», «Карлики и великаны», «Прошепчи ответ».
Ну и, конечно, не игнорируйте специалиста. Если в ходе нейропсихологического обследования будут выявлены нарушения функционирования третьего блока мозга, то в комплекс нейропсихологической коррекции, наряду с сенсомоторными методиками, необходимо включать упражнения на удержание программы действий, достижение цели, поэтапное выполнение поставленных задач.
Описание
Описание
Описание
Описание
Описание
Описание